ads slot

Latest Posts:

Срочно нужен инженер схемотехник! Опыт проектирования схем в Altium Designer; ТК; Подробнее здесь

Моббинг в офисе: как с ним бороться?

Моббинг в офисе: как с ним бороться?:

Вы искали работу, упорно рассылали резюме, рассматривали разные вакансии, старались принять взвешенное решение. И вот, наконец, вы вышли на новую работу: вас устраивает и позиция, и зарплата. Но всё оказалось не так радужно: вы столкнулись с таким неприятным явлением как моббинг. Почему это случилось и что делать в такой ситуации?

Моббинг (от английского mob – толпа) — это форма эмоционального насилия, коллективный психологический террор, попросту говоря – травля кого-либо из работников. Причём в этой травле участвуют сразу несколько коллег (иногда – весь отдел), подчиненные или начальство. Формы моббинга могут быть самые разные: попытки «подставить» коллегу, испортить его профессиональную репутацию, распространение слухов и сплетен, придирки, насмешки, запугивание, социальная изоляция, разные формы унижения. Такое отношение может длиться долгие месяцы, и даже годы, в результате психическое и физическое состояние жертвы моббинга ухудшается, падает самооценка, человек находится в состоянии хронического стресса и даже погружается в депрессию.

Традиционно выделают два вида моббинга: вертикальный (его чаще называют боссингом) – если источником является руководство, и горизонтальный моббинг – если источник психологического давления – коллеги.

В школе травля и массовое неприязненное отношение к кому-то из одноклассников – довольно частое явление. Многие думают, что с возрастом это проходит. На самом деле с возрастом меняется только форма и цели, а также становятся разнообразнее причины моббинга. Кстати, о причинах.

Причины моббинга

Самые частые психологические причины офисного моббинга такие:

1. Зависть со стороны коллег. Эта причина одна из самых «древних». Проблема в том, что зависть почтив всегда маскируется под какие-то другие причины. Это неслучайно, так как социальная установка в отношении зависти однозначна: зависть воспринимается другими людьми как недостойное чувство. Но, так или иначе, это чувство время от времени испытывают почти все люди. Поэтому многие даже самим себе не признаются в причине, и уж тем более прилюдно отрицают, что испытывают к кому-то зависть. На маскировку зависти направлены и такие плоды коллективного креатива как «белая зависть» в качестве альтернативы «чёрной зависти».

Завидовать, как известно, можно чему угодно: быстрому карьерному росту, профессиональным перспективам, материальному благополучию, внешности, счастливой личной жизни и т.п. Поэтому завидующий старается всеми силами испортить удачливому коллеге жизнь в офисе. Но при этом многое зависит от психологических качеств жертвы и инициатора.

2. Желание самоутверждаться за счёт других. Работа предоставляет довольно много способов для такого самоутверждения. Обычно это желание тесно связано со стремлением подчинить себе другого человека. Совсем необязательно занимать руководящую позицию, чтобы воспользоваться этим поводом, речь идёт о психологическом самоутверждении. Коллеги, формально являющиеся «ровней» сотрудника, порой с удовольствием пробуют себя в роли «главного».

3. Психологическая конкуренция. Имеется ввиду вольная или невольная конкуренция с уже имеющимся в организации (отделе, подразделении) авторитетом, неформальным лидером. Переломить такую ситуацию в свою пользу очень трудно, так как психологические рамки поведения в отделе сложились заранее, и другие сотрудники уже вписались в эти рамки.

4. Комплекс жертвы. То есть, сотрудник своим поведением сам провоцирует других на моббинг. Например, не стесняется демонстративных проявлений слабости, беспомощности, часто жалуется на различные проблемы, которые другим сотрудникам кажутся незначительными. Заниженная самооценка, поведение по типу «я – хуже всех» сами по себе провоцируют коллег на моббинг.

5. Cамоуверенное поведение сотрудника: склонность к хвастовству, надменное и высокомерное поведение по отношению к коллегам, нежелание обедать вместе с коллегами во время обеденного перерыва, подчеркнутое равнодушие к общим разговорам, желание продемонстрировать своё превосходство над окружающими.

6. «Белая ворона». Нестандартность сотрудников во многих вполне стандартных коллективах вызывает неприязнь, непонимание и отторжение со стороны «стандартного большинства». Часто не так важна причина и форма нестандартности, сколько сам факт: в коллективе – «чужак». Такая реакция уходит корнями в глубины человеческого бессознательного. Конечно, понимание механизма не делает жизнь «белых ворон» проще.

7. Желание развлечься за чужой счёт. Эта причина отчасти может пересекаться с другими причинами. Суть в том, что в качестве объекта для такого развлечения выбирается наиболее психически уязвимый и ранимый сотрудник, потому что именно в этом случае психологическое давление обещает инициаторам максимально увлекательный спектакль.

8. Рабочая мотивация, отличающаяся от общепринятой. Как «трудоголизм», так и желание бездельничать за счёт работы других сотрудников вызывают у людей раздражение и неприязненное отношение. Оба варианта – и когда кому-то «больше всех надо», и когда кто-то пытается «загребать жар чужими руками», – сделают жизнь работника несладкой. Но это очень сильно зависит от самой компании: от того, как там принято трудиться, какие мотивационные схемы используются, какой пример подаёт руководство, насколько ценится трудолюбие и инициатива сотрудников.

Моббинг в результате психологических причин может возникнуть почти в любой организации, потому что эти причины кроются в поведении и установках (часто бессознательных) самих людей.

Но, кроме психологических причин, есть ещё и сугубо организационные. Это означает, что есть компании, где сама внутренняя атмосфера располагает к моббингу. В организации с хорошей и дружелюбной внутренней атмосферой психологические причины моббинга почти не выражены, а вот на «благодатной» почве они быстро проявят себя «на все сто». В качестве организационных причин моббинга бизнес-консультанты выделяют следующие:

1. Недостаточная компетентность высшего руководства (попросту говоря — неумение управлять людьми).

2. Организация не пользуется «обратной связью», у сотрудников нет возможности обсудить свои проблемы с руководством.

3. Границы ответственности и служебных обязанностей сотрудников (и даже — отделов) недостаточно чёткие и однозначные.

4. В компании не принято информировать сотрудников о том, что происходит, какие решения принимаются. Поэтому некоторые сотрудники рассматривают обладание информацией как особый род власти.

5. Попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр.

6. Высокая текучка среди персонала, из-за которой в организации нет преемственности; верные установки проговариваются руководством, но не успевают закрепиться, не передаются от одного «поколения» сотрудников к другому.

7. Отсутствие карьерного планирования. Возможности карьерного роста могут быть, но они непрозрачны; карьерный рост зависит от отношений с руководством в большей степени, чем от реальных достоинств и достижений сотрудника.

8. Политика фаворитизма в организации.

9. Отсутствие эффективной системы мотивации в компании.

10. Неправильная организация труда: одни сотрудники перегружены, другие явно недорабатывают. Это приводит к напряженности в коллективе.

Можно ли заранее понять, что в организации принят моббинг?

Это зависит как раз от того, какие причины моббинга являются главными в организации. Мы неслучайно говорили о психологических и организационных причинах. Если причина психологическая (например, само поведение сотрудника провоцирует психологическую агрессию), то вы можете столкнуться с моббингом в любой компании, это будет зависеть от того, какие люди там работают, и от ваших личных качеств.

А вот организационные причины моббинга вполне можно «вычислить» ещё до собеседования или на самом собеседовании. Конечно, стопроцентной уверенности у вас не будет, но через интернет и социальные сети вполне можно собрать информацию о компании. Несколько важных вопросов о компании можно задать интервьюеру в конце собеседования (кстати, на нашем сайте об этом можно почитать полезную статью: Ищем работу: вопросы, которые нужно задать работодателю

Если собранная вами информация хотя бы частично совпадает с организационными причинами моббинга (см. выше), то это – повод задуматься.

Как бороться с моббингом?

Если вам уже не раз приходилось сталкиваться с моббингом «на собственной шкуре», то возможность «попасть» так ещё раз вас точно не вдохновляет. Поэтому лучше избегать трудоустройства в компанию, про которую заранее известно, что там сложный коллектив, непростая атмосфера, трудно ужиться.

Можно ли как-то исправить ситуацию, если вы уже стали жертвой моббинга?

Часто говорят, что причины моббинга – не в самом объекте травли, а в других людях. С точки зрения психологии – это серьёзное заблуждение, причины обычно прослеживаются как в одних, так и в других. Проще всего не видеть причины в самом себе, особенно когда и так хватает неприятных переживаний из-за отношения коллег. Инфантильная позиция всё упрощает, но она точно не поможет разрешить проблему или – хотя бы разобраться в ней.

Объяснение моббинга только «через других» не выдерживает проверки логикой: почему среди массы людей объектом травли стал именно этот человек? На поверку всегда оказывается, что у работника всё-таки есть какие-то черты, которые делают психологическое давление удобным и привлекательным для обидчиков. Поэтому обязательно нужно проанализировать, что именно вызывает такую реакцию коллег.

Какие ещё есть варианты?

1. Если не хотите стать жертвой моббинга – нельзя вести себя в организации, как будто вы «не от мира сего». Нужно наблюдать за тем, что происходит, разбираться в отношениях между коллегами, понимать суть происходящего в офисе. Если вы только устроились в организацию, то лучше не спешить устанавливать сильный эмоциональный контакт с кем-то из сотрудников, не надо навязывать себя коллегам. Но и держаться отчуждённо и холодно тоже не следует. Лучшая тактика – нейтральная доброжелательность и приветливость (не надо путать с холодной вежливостью!), готовность поддерживать разговор, но без стремления доминировать в общении. «Новичку» лучше всего подходит позиция спокойного и доброжелательного наблюдателя.

2. Если подозреваете, что в отношении вас начался моббинг, нужно для начала убедиться, что это действительно так, что ваши подозрения не беспочвенны. В этом может помочь простое ведение дневника. Это же позволит вам немного «выпустить пар».

3. Если ваши подозрения подтвердились, попробуйте выделить главного «кукловода», это понимание несколько упростит вам жизнь. По крайней мере, вы будет знать, «откуда ветер дует» и к кому вам точно не стоит обращаться за помощью.

4. Выделите тех сотрудников, которые не участвуют в травле, либо делают это лишь эпизодически, «за компанию.» Если вы наладите нормальные отношения хотя бы с частью коллектива, вы не будете чувствовать себя в изоляции, и вам будет проще пережить плохое отношение остальных коллег.

5. Ответная агрессия. Способ, который подходит лишь единицам. Ответная агрессия должна быть убедительной и не иметь слишком сильного деструктивного оттенка. Человеку, который часто становится объектом моббинга, вести себя так довольно трудно. Но если это – единичный случай, то можно попробовать. Этот способ может подействовать, если объект травли выбирался в надежде на полное отсутствие отпора.

6. Подчеркнутая доброжелательность. Коллеги ждут от вас негативной ответной реакции – раздражения, агрессии. Если реакции нет, то к вам постепенно утратят интерес. Но такой путь требует довольно большой внутренней силы, важно «не сорваться» и довести дело до конца.

7. Неуязвимость в вашей профессиональной области. Конечно, мы все понимаем, что при желании можно придраться к чему угодно: был бы человек, а повод найдётся. Но чем меньше ваша профессиональная деятельность даёт поводов «оттоптаться» для коллег и начальства, тем сильнее вы облегчите себе жизнь.

8. Увольнение. Принято считать, что этот путь означает поражение. Это не всегда так. Порой лучше уволиться, успокоиться и отдохнуть, после чего проанализировать события более отстранённо, как бы со стороны. Это поможет вам лучше понять причины, разобраться в ситуации. Этот опыт нужно учесть при следующем трудоустройстве. Иногда лучше быстрее переключить себя на новые задачи, новую компанию, новых сотрудников, чем «из принципа» жить в состоянии хронического стресса. Увольнение – не поражение, если вы верно поняли причины и извлекли уроки из ситуации.

Zarplata.ru

Share on Google Plus

Автор Expert

Я простой житель планеты земля.

Комментарии

comments powered by HyperComments

Алексей Навальный

Мухамеду Али было 74 года

ali from Mab on Vimeo . Он говорил, что хотел бы дожить до ста лет. Мохаммед Али – один из самых известных боксеров в истории мировог...

Получайте обновления на Email

Проблемы на работе?